Site icon ФЕДЕРАЦИЯ БЕЙСБОЛА РОССИИ

ВЛАДИМИР САРАНЧУК: «ПРЕЖДЕ ЧЕМ УЧИТЬ ПИТЧЕРА КРУЧЁНЫМ ПОДАЧАМ, НЕОБХОДИМО ДОСТИГНУТЬ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО КОНТРОЛЯ ПРЯМОГО»

Уважаемые любители и профессионалы бейсбола, предлагаем вашему вниманию продолжение моего интервью с вице-президентом Федерации бейсбола России и главным тренером сборных Приморского края Владимиром Саранчуком. Во второй части нашей беседы мы с Володей обсуждаем важнейшую тему, а именно – когда молодых питчеров нужно начинать обучать кручёным подачам. 

В некоторых наших командах можно столкнуться с практикой, когда юные питчеры пытаются использовать кручение уже в юниорском возрасте. Например, эту ситуацию я увидел на февральском турнире в Санкт-Петербурге у питчеров «Метеора» из Балашихи. Тогда как хозяева, подопечные Дениса Новокшонова работали только прямыми. Но кручёные уже тренируют, просто с осторожностью используют в играх. 

А тренер «Олимпии» и первый питчер сборной России Андрей Лобанов вообще считает, что кручёным подачам нужно обучать молодых питчеров как можно позже. Практикующий спортивную медицину тренер Приморского края Владимир Саранчук, поможет нам разобраться в этом важнейшем вопросе тренировочного процесса юных бейсболистов. Причём, с самой что ни на есть научной точки зрения. 

Володя, еще один важный вопрос, который мы последнее время обсуждаем среди наших тренеров связан с процессом освоения именно молодыми питчерами кручёных подач. Кто-то считает, что слайдеру и курву можно обучать юных спортсменов как можно раньше. А кто-то, наоборот, уверен, что частое использование такой сложной по механике подачи может навредить руке юного питчера.

-В этом вопросе необходимо понимать, что прежде, чем учить дополнительной подаче, необходимо достигнуть максимально возможного контроля прямого и отточить механику броска. В остальном этот вопрос не так прост. Нужно опираться на физическую, физиологическую и ментальную составляющую молодого питчера. Так как в каждом возрасте молодой питчер по-разному справляется с физическим стрессом при выполнении подачи и имеет разные физические данные. 

Помимо этого, необходимо уделить внимание анализу механики броска. Все ли фазы броска работают правильно и синхронизированы. Почему это важно? Так как, если молодой питчер начинает после фастбола (fastball) тренировать слайдер (slider), а физически (длина рук, кистей, развитие мышечного аппарата) он к этому не готов. И, так как механика не доведена до хорошего уровня, начнётся процесс травмирования питчера. Все недоработки и ранний выход на слайдере, будут подтачивать игрока, как вода камень и без сомнений приведут к травме в будущем. 

Так как все обучение броскам обусловлено физическим и физиологическим развитием ребёнка, все школы бейсбола это понимают. Они выстраивают соответствующее обучение и развитие молодых питчеров с учетом этих особенностей. Несмотря на то, что у нас существуют ограничения на выполнение подач на соревнованиях, это не сильно спасет. Я постарался, как можно короче по этому поводу высказаться так как это достаточно глубокая тема и она не для предположений, а для изучения и понимания. 

Например, общаясь с тренером по питчеров Даниелем Келлером мы, много обсуждали питчинг (а он уже достаточно долго в этом и издал немало литературы). Мы с ним сошлись во мнении о том, что после фастбола и тусим фастбола (two-seam fastball), следующим должен быть бросок на смене скорости. Это – ченджап (change-up). И вообще есть чёткое понимание в каких возрастах и какие подачи нужно осваивать. 

В разной степени бывают различия, но они не велики. Если усреднить, то общие рекомендации таковы: 8 лет – фастбол, в 9 лет — ченджап, 10 лет – наклбол (knuckleball). Да, знаю многие скажут, что его и сейчас наши питчера не могут исполнить, или могут, но не все. Суть в том, что эта подача сильно недооценена (как и тусимер) и не так популярна, как другие подачи со меной скорости. Но перед этим однозначно питчер должен освоить ченджап, так как он останется с ним на всю жизнь. Но для тех, кто сможет и в дальнейшем использовать наклбол, эта подача станет хорошим дополнением. Именно в 10 лет этим необходимо заниматься. То есть концептуально изучение оффспидов (off-speed) с 9 до 13 лет должно быть основным направлением, наравне с двумя прямыми. 

Уверен многие будут несогласны, но я выражаю своё мнение, основываясь на погруженности в материал. В 13 лет курв и только в 18 лет – слайдер. Остальные дополнительные подачи питчер после 18 лет может осваивать для того, чтобы разнообразить свой арсенал. Но к этому возрасту у питчера уже сложится чёткое понимание, чем он любит работать больше всего. То есть логика обучения такая: сначала прямые, потом смена скорости и заканчиваем, добавляя крученные подачи. 

Помимо тренерской деятельности в бейсболе, ты занимаешься еще и спортивной медициной, поэтому твоё мнение по вопросу изучения молодыми питчерами кручёных подач будет особенно важным именно с этой точки зрения. Поделись им, пожалуйста?

— Исходя из вышесказанного становится понятным, почему крученные подачи идут последними в плане обучения. Этому есть чёткое и понятное объяснение. Частое использование курва и слайдера в очень раннем возрасте будет максимально травмировать молодого питчера. И конечно необходимо постоянно уделять работе с механикой броска, чтобы убрать как можно больше шума в движении. И главное: при обучении тем или иным броскам для того, чтобы уменьшить травматизм процесса необходимо знать в каком возрасте и какое количество бросков максимально допустимо за тренировку, за игру. И сколько после этого питчер должен отдыхать и восстанавливаться.

Желаю Владимиру Саранчуку успешного завершения сборов в Кисловодске. А третью часть нашего с ним интервью читайте в ближайших выпусках. А если кто-то из наших молодых питчеров хотел бы освоить наклболл, тренер сборной Антон Широкий, большой мастер этой подачи, наверняка, сможет в этом помочь. 

Виктор Шестопалов 

Exit mobile version