Site icon ФЕДЕРАЦИЯ БЕЙСБОЛА РОССИИ

ПРИКЛЮЧЕНИЕ БЕЙСБОЛЬНОГО ЭЛЕКТРОНИКА

За многочисленными перипетиями этого сезона, как в Российском, так и в международном бейсболе, мы с вами упустили одно, но очень важное событие. В начале июля этого года, в матче всех звёзд Атлантической лиги (Independent Atlantic League) впервые в истории американского бейсбола, для определения боллов и страйков была использована не пара человеческих глаз, а электронная страйковая зона. Роботы и киборги добрались до бейсбола – такими заголовками многие издания за океаном описывали это революционное изменение в правилах игры.

О том, что нечто подобное произойдет, догадывались многие. «Рано или поздно это случится, и роботы будут обслуживать матчи вместо судей. Это просто не может не произойти», — прокомментировал ситуацию менеджер Miami Marlins Дон Меттингли. Не факт, конечно, что данное нововведение приживётся, но, что называется, попробовать его можно. Лично я инсталляцию данной системы автоматического определения боллов и страйков представлял следующим образом. Вместо судьи за кэтчером будет стоять настоящий робот, какой-нибудь друид, лучший друг Чубакки из «Звёздных войн» и своим дигитальным голосом, даже не произносить, а в стиле азбуки Морзе пропикивать слово болл или страйк после каждой следующей подачи питчера.

Но в действительности всё оказалось, гораздо менее романтично. На том самом матче всех звёзд Атлантической лиги никакого электроника на поле не было и в помине. А на трибунах, соответственно, не нашлось следящего за ним тайного агента, которому начальство посылало бы по рации команды, типа «Ури, Ури, где у него кнопка? Ты нашёл у него кнопку?». На самом деле, в доме работал обычный, живой судья. С той лишь разницей, что после каждой следующей подачи питчера, ему не приходилось самому определять, попал мяч в страйковую зону, или нет.

За него это делала компьютерная программа, опиравшаяся на данные радара. Информация локализировалась в приложении телефона и через наушники доходила до судьи, который потом просто озвучивал решение своего электронного коллеги. Программа не могла фиксировать страйки во время переноса биты и ошибочно не определяла боллы, когда мяч попадал в страйк после отскока от земли. Но тут необходимо сказать, что при необходимости у живого судьи была возможность корректировать решения электроника. То есть пока человек еще может командовать роботами, но долго ли последних это будет устраивать – вот в чём вопрос.

Если же говорить о результатах работы электронного судьи в Матче всех звёзд Атлантической лиги, то в целом системой все остались довольны. Да, были некоторые ситуации, когда приложение, что называется, тормозило, и живой судья слово страйк произносил после двухсекундной паузы. Но, что самое интересное, ни разу по ходу всего матча, ни один из игроков не сказал что-то в стиле Гусева из фильма про электроника: «Эх, чурбан железный, чтоб ты заржавел!». Но мизансцены из фильма «Голый пистолет», правда, возникали регулярно.

Помните, как герой знаменитого американского комика Лесли Нильсена переоделся бейсбольным судьёй и пробрался на поле прямиком к началу матча California Angels– Seattle Mariners. У него тоже была проблема с первым страйком, которого при попадании мяча точно в центр зоны, игрокам пришлось ждать секунд пять. Но когда старина Лесли освоился, всё пошло, как по маслу – на это же надежда и в случае судей-роботов. Как говорили разработчики, система пока работает не идеально, но со временем все ошибки будут исправлены. Кто знает, может быть в будущем, электроники после определения страйкаутов научатся быть еще более эмоциональными, чем живые судьи.

Но на самом деле, несмотря на все эти весёлые моменты, тема эта более чем серьезная. Потому что на кону попытка минимизировать количество ошибок с процессом определения боллов и страйков. А они есть. И есть они на всех уровнях бейсбола, начиная с детского и заканчивая Главной бейсбольной лигой. Недавно я обсуждал эту проблему с кэтчером и капитаном Сборной России Никитой Монаховым, интервью с которым будет опубликовано в следующем материале на этом ресурсе. И однозначного решение данной проблемы не было даже у одного из лучших игроков Российского бейсбола.

По мнению Никиты, с одной стороны, живой судья в доме и его субъективизм в процессе определения боллов и страйков – это часть игры, которая в таком виде существует уже не одно столетие. А с другой стороны, когда неправильное решение судьи в концовке напряженного матча стоит для твоей команды победы, то, может быть, действительно пора уже частично переписать запылившиеся правила бейсбола с благой целью исключить столь болезненные ошибки. Использование электронной страйковой зоны в матче Всех звёзд Атлантический лиги – это, безусловно, первый шаг на пути решения этой проблемы.

На мой взгляд, у этой истории есть и третье продолжение. Вспомним, что первые два – это оставить всё, как есть или роботизировать игру  с помощью электронной страйковой зоны. А можно было бы сохранить традиции живого судейства и все-таки попытаться минимизировать количество ошибок с определением боллов и страйков. Сделать это, например, за счёт еще более хорошего обучения судей и увеличения возможностей системы челленджей. Скажем, один раз за игру у менеджеров будет возможность оспорить тот или иной страйк или болл. В любом случае проблема такая есть, она обозначена, а это значит, что приключения бейсбольного электроника только начинаются.

#КолонкаВиктораШестопалова

 

Exit mobile version