«ПРИХОДИТЬСЯ ВСЕГДА БЫТЬ НА ЧЕКУ» — ДАРЬЯ ШЛЯПНИКОВА

Даже бейсболисты знают, кто такой Майкл Джордан и как круто он играл в баскетбол за Chicago Bulls. Но мало кто знает, что генеральным менеджером той великой команды был некий Джерри Краузе. Еще меньше в курсе, что он был скаутом. Причём как баскетбольным, так и бейсбольным. И даже после завершения своей активной карьеры в НБА, еще многие годы помогал открывать бейсбольные таланты таким франшизам, как Arizona Diamondbacks и New York Yankees.

Джерри Краузе принадлежит одна знаменитая фраза о том, что не игроки одни выигрывают чемпионаты. Их выигрывают целые клубы и организации. Применимо к нашей ситуации это означает только то, что успехи сборной России зависят не только от точных подач Андрей Лобанова. Не только от мощных ударов за забор Гейдиса Солера или надёжной защиты в доме Никиты Монахова. Успехи сборной и любой команды зависят еще и от людей, работа которых заметна не так хорошо.

Многие годы в Федерации Бейсбола России работает человек, без которого были бы невозможны многие события в жизни сборной и других наших команд. Дарья Шляпникова, дочка одного из пионеров советского бейсбола верой и правдой служит во благо современному Российскому бейсболу и также надёжно закрывает отдел международных связей федерации, как Никита Монахова закрывает дом при опасной атаке соперника. Недавно я побеседовал с Дашей о её работе и не только.

— Даша, спасибо за возможность задать тебе несколько вопросов. Твой отец был пионером отечественного бейсбола, выступал ещё в составе сборной Советского Союза. Работая в федерации и неся доблестную службу во благо уже Российскому бейсболу, я уверен, ты не можешь не чувствовать связи поколений благодаря своей семье. Скажи пожалуйста, как эта связь поколений и дань традициям отечественному бейсболу проявляет себя в твоей нынешней работе и повседневной жизни? 

— Действительно, бейсбол для нас с папой стал семейным делом, меня он окружал с самого детства. Одно из самых ранних воспоминаний – это бейсбольный стадион ЦСКА в микрорайоне Северный Московской области. Отец на тот момент уже тренировал. Я мало, что понимала в самой игре, но с удовольствием лазила по трибунам и точно помню, что меня очень сильно тянуло в дагаут. И было очень обидно, когда меня ни к игрокам, ни на само поле не пускали. Уже потом я поняла, что это было для моего же блага и меня просто защищали от незапланированных встреч с битой или мячом. Но мне всегда было очень интересно посмотреть на своего отца со стороны, узнать, каким он был именно тренером. Мне очень приятно, что он пронёс бейсбол через всю свою жизнь и продолжает в нём работать. Он мне помогает с того момента, как я только пришла работать в федерацию. У меня была уникальная возможность в любой момент к нему обратиться за советом и поддержкой. Особенно актуальной была информация о том, что требуется для того, чтобы организовать и провести соревнования. На что нужно обратить особое внимание, когда планируется выезд команды. У меня была и остаётся возможность обратиться к отцу за советом и это – большое подспорье в моей сегодняшней работе в федерации. Например, золотую медаль за победу на «Пражской неделе» 2020-го года я подарила своему отцу. На мой взгляд, связь поколений выражается даже не передачей опыта, а скорее отношением к труду, к работе, к любимому делу. Хочется верить, что от отца, который всегда был большим трудголиком, я переняла все эти положительные качества. 

— В своей работе ты выполняешь очень важную функцию по налаживанию международных контактов, по организации соревнований и здесь в России, и за её пределами для самых разных команд и сборных. Ситуация резко усложнилась после начала глобальной пандемии. Скажи пожалуйста, за последние пару лет, каким образом изменилась твоя работа и, что остаётся самым сложным в процессе налаживания международных бейсбольных связей в современной реальности?

— Большая часть моей работы затрагивает взаимодействия с международными федерациями. Также с выездами разных команд за рубеж, с организацией соревнований, мастер классов. С приходом пандемии ситуация, конечно, усложнилась. В первую очередь это связано с усилением бюрократически процессов. Стало гораздо больше бумажной волокиты. Появляются дополнительные условия по получению разрешения на выезд, на въезд в страну. И вся эта ситуация исключает долгосрочное планирование и приходится всегда быть на чеку и в режиме 24/7 отслеживать все последние изменения. Приходится учиться быстро адаптироваться и находить оперативные решения. Самое обидное, что ты ничем не можешь на всё на это повлиять. Также ситуацию не улучшает напряжённость международных отношений, так как интернациональные бейсбольные связи – к счастью, а иногда и к сожалению — являются продолжением в целом международных отношений. 

— Я могу только представить, какой титанический труд вы в Федерации проделали для того, чтобы организовать столь чёткий выезд всего состава сборной России на Чемпионат Европы в Италии. Да, все мы разочарованы результатом, но я уверен, что во время турнира у наших парней в плане организации тренировочного процесса и бытовых условий всё было идеально. Какой была специфика пребывания сборной в Турине и других городах Италии во время этого чемпионата?

— Действительно этот выезд на Чемпионат Европы стал весьма объёмным проектом. В его организации были задействованы, буквально, все силы федерации. Нужно было договориться с Министерством спорта, решить финансовый вопрос, помочь некоторым ребятам получить шенгенскую визу, которую они не видели в своих паспортах с 2019-го года, а некоторые вообще никогда. Так что, все внесли свой вклад, и мы очень рады, что этот выезд состоялся. Что касается самого пребывания сборной в Турине, это был уникальный опыт. Прежде всего из-за тех ограничений, которые предложили организаторы соревнований. Но ребята молодцы, хорошо справились со всеми невзгодами. И в последствии итальянцы даже откровенно хвалили нашу команду, так как мы соблюдали все требования и ограничения, какими бы сложными они не были. 

— Даже несмотря на то, что выезд на этот Чемпионат состоялся во время глобальной пандемии, уверен, что плюсов в нём было больше, чем минусов. В частности, я уверен, что лично у тебя была масса интересных встреч и душевного общения с уникальными людьми Итальянского и в целом Европейского бейсбола. Расскажи пожалуйста о самых запоминающихся из них и, что тебе особенно запало в душу о спортивном и жизненном пути твоих собеседников и – может быть – новых друзей?

— Была возможность пообщаться со многим, начиная от ресепшена в отеле до менеджеров команд и президентов федераций. Самым значимым для меня стало знакомство со звездой аргентинского софтбола — Мелисой Эчевестой, которая была задействована в процессе подготовки этого Чемпионата Европы. Она курировала логистику жизни и перемещения нашей команды и с ней было очень приятно работать в связке. Мелисса оказалась большим профессионалом своего дела и всегда оперативно откликалась на все наши просьбы и пожелания. Мы с ней были на одной волне и успели подружиться за эти две недели. От меня приз в номинации самая интересная встреча на Чемпионате Европы уходит Мелиссе Эчевесте. 

—  Несмотря ни на что, мы все с оптимизмом смотрим в будущее. Да, мы не выиграли медали Чемпионата Европы, но мы остались в группе сильнейших. У нас есть отличный новый бейсбольный стадион и база круглогодичного цикла подготовки игроков всех возрастов. На твой опытный взгляд, что мы внутри Российского бейсбольного комьюнити могли бы делать еще лучше, чтобы одинаково хорошо прогрессировала и сборная России и сам бейсбол становился более популярным видом спорта в нашей стране? 

— Важно помнить, что мы сделали большое дело, выйдя в группу «А» и закрепившись в ней. И, несмотря на 10-е место, своим выступлением и своим отношением к делу, мы громко о себе заявили. Мы привлекли к себе большое внимание и интерес. И другие сборные, и Европейская Конфедерация Бейсбола нас заметили и у себя на подкорках сознания зафиксировали. К нам прислушиваются. У нас есть все возможности и все основания, чтобы продвигаться вперёд в иерархии европейского бейсбола. Так что, думаю нам нужно ни в коем случае не отчаиваться, не вешать нос и держать хвост пистолетом. Нужно понимать, что проделанная всеми нами колоссальная работа — это то горючие, которое позволяет всей большой машине российского бейсбола двигаться вперёд. Может быть, мы двигаемся не так быстро, как хотелось бы, но не нужно забывать о том, что результат прогресса – это не только итоговое положение команд на международном турнире. Резюмируя, я бы сказала так: нам нельзя отказываться от нашего бейсбольного прошлого, от опыта предыдущих поколений. Речь идёт и о советском бейсболе, и о раннем российском. Не нужно всё сводить к конфликту поколений и отказываться от опыта отцов в пользу каких-то «хайтешных» вещей, популярных в современном бейсболе и спорте в целом. В идеале было бы всё это совмещать в постоянном поиске золотой середины. И тогда Российский бейсбол ждёт по-настоящему славное будущее! 

Виктор Шестопалов