Вы можете со мной не согласиться, но я считаю, что хоумраны – это скучно. Один смачный шлепок биты по мячу, пару секунд свободного полёта и эпизод исчерпан. Плюс, может быть, одна погнутая крыша машины, если сразу за аутфилдом находится парковка. Другое дело, старая, добрая игра за счет математически-выверенных ударов на контакт, отчаянной кражи баз, хитрых бантов и стремительного бега в квадрате. Но, чем больше в современной МЛБ атлеты бьют за забор, тем меньше мы видим короткой, скоростной игры. Прямо как в том бородатом анекдоте: чем больше выпьет комсомолец, тем меньше выпьет хулиган.
Не поймите меня неправильно, бить хоумраны – дело непростое. Более того, в Америке аксиомой является утверждение о том, что результативное отбивание питчинга МЛБ – самый сложный элемент из всех видов спорта вообще. Сложнее, чем занести тачдаун в американском футболе, забить трёшку в баскетболе или сделать хет-трик в хоккее. И тем не менее, статистика – вещь упрямая. Она знает не только сколько стульев существует в отдельной взятой стране. Она также зафиксировала, что в последние несколько сезонов суммарное количество хоумранов в Главной бейсбольной лиге постоянно растёт. В 2017 игроки МЛБ 5,694 раз послали мяч за забор, улучшив прежний рекорд 2000-го года на 14 ударов.
Но, повторим еще раз: чем больше мы видим хоумранов, тем меньше используется других элементов атакующей игры. А один из них в современном бейсболе мы с вами не сможем увидеть даже теоретически. Точнее сможем, но это будет уже нарушением правил. Речь идёт о, так называемом, блокировании дома. Вплоть до 2014-го года в качестве обороны на последнем рубеже это делали абсолютно все кетчеры. Более того, многие фанаты считали столкновения в доме – одним из самых зрелищных эпизодов игры. Хороший хит к забору, раннер со второй базы закладывает красивый вираж на третьей и на всех парах летит в дом под одобрительное улюлюканье болельщиков. Защита тоже не дремлет: левый филдер наконец добирается до мяча и со всей силы швыряет его кетчеру, который уже готов осалить игрока нападения, предварительно перекрыв последнему прямую дорогу в дом. Очень часто подобные сценарии заканчивались жесткими столкновениями, в результате которых оба игрока получали тяжелые травмы.
«Кетчерам запретили блокировать дом, так как было слишком много столкновений и травм игроков. Но, на самом деле, на игру это никак не повлияло. Всё было сделано исключительно в целях безопасности, так как травм в бейсболе и так довольно много. Например, попадание мячом в игрока или ситуации, когда люди ломают, отрывают себе руки. Так что, если одним моментом, в котором можно получить травму будет меньше, будет только лучше», — прокомментировал ситуацию с правилом блокирования дома российский кетчер и генеральный менеджер сборной России Богдан Леонидович Стрельченко.
Нужно сказать, что приспособились к этому изменению и в МЛБ, и во всех других странах, где в бейсбол играют по американским правилам. Теперь при аналогичной ситуации игры в дом, которую я описал выше, всё происходит примерно также, но гораздо реже. Именно по причине, что сейчас защитник не может находиться на пути у раннера в дом, работа кетчера довольно сильно усложнилась. Он должен выбрать такую позицию, чтобы не совершить помеху игроку нападения, поймать мяч из аутфилда и сделать аут в доме путём осаливания. И всё это в довольно громоздких защитных доспехах и, ограничивающей угол обзора, маске. Не самая легкая работа на свете, согласитесь?
Как следствие, на мой взгляд, динамика этого эпизода все-таки немного изменилась. Причем изменилась она явно в пользу нападения. Всё чаще и чаще при игре раннера в дом со второй или с третьей базы мы видим, как аутфилдеры не спешат бросать кетчеру или мячи перехватываются игроками квадрата. Они в этой ситуации больше стараются не позволить бьющему совершить экстра-базовый хит, нежели чем сыграть против потенциального очка в доме. И это при том, что в лиге по-прежнему остались игроки дальней части поля, которые могут великолепно сделать ассист из аутфилда и бросить точно кетчеру в ловушку. Лига хочет видеть больше дальних ударов, хоумранов и набранных очков. В результате запрета кетчерам блокировать дом ей частично удалось добиться этого результата.
Но, среди игроков этой позиции все-равно остаются мастера, способные, в прямом и переносном смысле, грудью защищать дом. Не даром кетчеров называют мозгом бейсбольной команды и именно из них по статистике МЛБ вырастают самые лучшие менеджеры. Ядьер Молина из Кардиналс, Бастер Пози из Джайантс, Сальвадор Перез из Ройалс — одни из тех защитных лидеров, которые могут качественно выполнять свою работу даже несмотря на изменения в правилах. Особенно довольным этим нововведением должен быть Бастер Пози, у которого уже была серьезная травма именно из-за жёсткого столкновения в доме с раннером команды соперника.
С момента судьбоносного решения прошло 5 лет. И это достаточный период, чтобы делать выводы о том, насколько изменилась игра. У нападения, действительно, появилось больше возможностей набирать очки. С другой стороны, складывается такое впечатление, что почти все игроки и тренеры пришли к некому джентельменскому соглашению о том, что столкновение в доме – действительно опасная ситуация. И, какими-бы зрелищными они не были для болельщиков, в результате этих бейсбольных ДТП пострадал не один десяток хороших игроков. В результате бейсбольное сообщество довольно быстро пришло к общему знаменателю: если в игре будет на один опасный момент меньше, выиграют все. А главное, выиграет бейсбол. А болельщики, которым интересно посмотреть столкновения атлетов на высокой скорости, всегда могут переключить телевизор на американский футбол. Там пока силовую игру запрещать не собираются.