ЮРИЙ ЖИРОВ: «НИКОГДА НЕ ЗАДУМЫВАЛСЯ, СКОЛЬКО ПОДАЧ Я ДЕЛАЛ В МАТЧЕ»

Уважаемые любители и специалисты бейсбола, предлагаем вашему вниманию интервью с легендой российского бейсбола, игроком и тренером Юрием Николаевичем Жировым, который в качестве одного из тренеров привёл сборную России к её главному пока успеху на международной арене – серебру Чемпионата Европы 2001-го года. 

Юрий Николаевич пришёл в бейсбол в начале 90-ых из лёгкой атлетики, где специализировался в метании копья и дометал этот острый снаряд до уровня Мастера спорта международного класса. За 30 лет в нашем виде спорта Жиров прошёл долгий путь от новичка до одного из самых уважаемых специалистов. Более того, и сейчас, помимо своей тренерской деятельности, Юрий Николаевич сам иногда выходит на поле. 

В сезоне 2021-го года у команды «Метеор» была игра против Находки, когда ей просто не хватило питчеров и нужно было дать отдохнуть основному. Юрий Николаевич вышел на горку, отбросал 5 иннингов и принёс Балашихе важную победу. В канун нового, 2022-го года нам представилась уникальная возможность пообщаться с Юрием Николаевичем Жировым о разных темах, связанных с тонкостями бейсбольной кухни. 

— Юрий Николаевич, спасибо за возможность задать Вам несколько вопросов. Давайте начнём с Вашей главной бейсбольной вотчины – питчинга. А именно поговорим о такой её специализации, как реливер. В современном бейсболе, у многих наших команд есть хорошие стартовые питчеры, а вот с запасными – проблемы. С чем, по Вашему мнению это связано? 

— В те времена, когда играл я и даже сейчас, у тренерского состава зачастую возникает сомнение, а стоит ли вообще менять стартового питчера по ходу матча, если у него идёт игра? В идеале, запасной питчер должен быть настолько уверенный, спокойный и надёжный, чтобы у тренера вообще не возникало никаких сомнений насчёт замены стартового. С другой стороны, если посмотреть на ситуацию шире, на соревнованиях бейсболист обычно мобилизуется на все 100-150 процентов. А сейчас многие любят считать количество подач. Это тоже, наверное, правильно, но в наше время я даже и не задумывался, сколько я подач сделал в матче: 100, 120, 130 или даже 140. И вот именно на Чемпионатах Европы нам с товарищами и приходилось таким образом мобилизоваться, чтобы поддержать команду. Плюс, регулярно приходилось играть через день, а иногда и на следующий день. И скажу я вам, что можно потерпеть, можно мобилизовать свои силы. Плюс, по ходу соревнований питчерам можно и даже нужно проводить дополнительный восстановительные процедуры, например, массаж. 

— По вашему мнению, сколько нужно питчеру после игры времени на полноценное восстановление? 

— По ходу международного турнира нужно три полных дня и играть можно на 4-й день. А так, можно играть хоть через день. Да, это тяжело, но в старые, добрые времена мы играли именно в таком формате. 

— Как на Ваш взгляд в целом изменилась позиция питчера за последние пару десятилетий и тот набор функций, который выполняет на поле игрок этой ключевой в бейсболе позиции

— Естественно есть разница, прежде всего, в плане развития скоростей и методик тренировок. Например, я смотрю как сейчас тренируются в МЛБ и немного удивлён, насколько разносторонне развитыми выглядят игроки. Например, в моё время я считал, что питчеру нужно делать только специализированные упражнения и тренировать только локоть, грудные мышцы, дельтовидные, ноги, пресс и косые мышцы живота. Сейчас даже питчеры зачастую занимаются уличным фитнессом: делают какие-то сумасшедшие тяги. Иной раз я думаю, а зачем всё это? С другой стороны, я сам в бейсбол пришёл из лёгкой атлетики, плюс я еще и КМС по атлетике тяжёлой. Поэтому, такие тренировки для меня никогда не были проблемой, но всё равно, даже сейчас остаётся какое-то удивление. Например, на то, какие веса сейчас поднимают современные бейсболисты, причём не только питчеры, но и филдеры, игроки квадрата. 

— Еще один актуальный вопрос для современного российского бейсбола – это натурализация игроков из других стран. Если посмотреть на сердце лайнапа сборной и «РусСтара» мы там увидим одни кубинские фамилии. Какое Ваше в целом отношение к этой ситуации и неужели мы сами не может подготовить хороших бьющих и для формирования боеспособной атаки нам нужны кубинцы? 

— В принципе, ничего зазорного я в этом не вижу. Каждый человек должен доказать своё место в жизни и в спортивной команде. Поэтому, если ты хочешь играть, то должен доказывать это своим мастерством, своей игрой и быть готовым к жёсткой конкуренции за место в составе. Поэтому я не против наличия легионеров в наших командах. А нашим парням нужно просто лучше тренироваться и создавать себе самим возможности для игры. Чтобы легионеры на вас смотрели, а не вы на них. Здесь также присутствует немалый вызов для тренеров, которые одновременно должны находить время и для своих игроков, и не забывать про легионеров. 

— Давайте на мгновение от Российского перенесёмся к мировому бейсболу. Насколько Вам нравится или, опять же, не нравится то, как изменился современный бейсбол, по сравнению со старыми добрыми временами? А именно то, что в той же МЛБ команды в нападении делают гораздо большую ставку на экстрабазовые хиты и хоумраны, а не на короткую, беговую игру, как это было в тех же 90-ых и нулевых? 

— Да это так. Например, в Америке часто наблюдается ситуация, когда на поле ноль аутов, заняты первая и третья базы, и они не ставят банты, а бьют какие-то непонятные удары. В результате игроки «умирают» и остаются на базах. Сколько было ситуаций, когда ноль аутов, заняты все базы и, тем не менее, команда не может набрать ни одного очка. Да, конечно, все надеются на дальний удар, но он далеко не всегда происходит. Поэтому в такой ситуации просто необходимо варьировать тактику игры в нападении и оценивать все варианты развития событий. По классике жанра, в бейсболе есть некие стандарты игры, проверенные десятилетиями. Например, нельзя ставить банты в первом иннинге, при разнице в 10 очков нельзя красть базы. Но, повторюсь, всегда нужно играть на результат. А результат – это счёт на табло в вашу пользу. 

— Последний раз команда из Балашихи выигрывала Чемпионат России в 2012-ом году. При случае передаём привет всем игрокам и тренерам клуба «Торнадо». Сейчас у вас есть «Метеор», который в этом сезоне сыграл, мягко скажем, неудачно. Насколько Вы довольны прогрессом команды, как идёт работа по воспитанию подрастающего поколения и когда нам ждать возвращения Балашихи на первые места чемпионата?  

— Не самые высокие результаты выступления команд из Балашихи связаны с тем, что идёт уход игроков. И с одной стороны, мы не против того, что мы готовим хороших игроков, а они потом переходят в другие клубы, в частности в Москву. Хотя, конечно, есть и нюансы. Очень многое связано с учёбой, так как большое количество ВУЗов располагается именно в Москве. И для многих игроков удобнее, после учёбы ехать тренироваться на ближайший стадион. Наверное, этот момент играет роль. 

— Учитывая все сложности с развитием бейсбола в нашей стране, какая у Вас сейчас самая заветная бейсбольная мечта, если это конечно не секрет? 

— Прежде всего, я мечтаю, чтобы наша национальная сборная заняла призовое место на Чемпионате Европы. Потому что, у юниорских и молодёжных команда есть победы в подобных соревнованиях. Частенько бывают в призах ювенилы. Поэтому, очень хотелось бы, чтобы это движение продолжалось до национальной сборной. А еще лучше, чтобы главная команда страны регулярно играла на Чемпионатах мира и Олимпийских играх. 

— Юрий Николаевич, еще раз спасибо Вам за эту беседу. Последний вопрос связан с дополнительным образованием игроков и, особенно, тренерских кадров. Как Вы относитесь к необходимости в целом заниматься этим направлением и какой путь получения дополнительного тренерского образования Вам кажется оптимальным? 

— Развитие бейсбола у нас уже идёт, так как кафедра бейсбола есть при Центральном институте физической культуры. Для дополнительного развития тренерских кадров необходимо, как можно больше проводить семинаров, организовывать разные форматы общения между тренерами. Может быть, создать единую шкалу тактико-технических показателей, чтобы примерно одинаковой у всех была биомеханика. Потому что, зачастую, у тренеров преобладают исключительно свои, персональные взгляды и они начинают учить по-своему. Хочется, чтобы у нас была единая система подготовки игроков, от надёжных питчеров до мощных бьющих.