ВЛАДИМИР САРАНЧУК: «ХОЧЕТСЯ ПОЖЕЛАТЬ ВСЕМ ТРЕНЕРАМ ТАКОГО ЖЕ РАЗВИТИЯ, КАК И СПОРТСМЕНАМ»

До соревнований, которые проводятся в Москве и области, дольше всех добираться команде Дальнего Востока. Дольше даже чем сборной Хабаровского края. Это чистая география и математика. Тем не менее, главный тренер Дальневосточных бейсболистов Владимир Саранчук уже дважды в этом сезоне привозил своих парней на соревнования в Московскую область. А планирует привезти и третий раз – на осенний Кубок России.

В последнем турнире, на 11-й Летней спартакиаде учащихся команда тренера Саранчука выступила весьма удачно: в матче за 5-е место дальневосточные бейсболисты уверенно обыграли своих друзей-соперников Хабаровский край – 13:3. Пользуясь своей дружбой с Владимиром, я не мог с ним не встретиться и не обсудить прошедшую Спартакиаду, логистику перелётов через всю страну, а также некоторые тонкости питчинга.

— Володя привет. После двух ковидных, по сути скомканных сезонов, у тебя есть ощущение, что всё постепенно возвращается в прежнее русло и как именно, в бейсбольных терминах это выражается для твоих команд? 

— Можно сказать, что в нашем регионе уже всё вернулось на свои места. Мы уже давно вернулись к нашему рабочему сезону, к обычному графику и тренировочному циклу. И, если в ковидные годы мы играли мало и результаты были удручающими, то сейчас наши команды вернулись на свои прежние позиции по силе, по игре, по своей конкурентоспособности. Мы работаем на полную мощь и в полном объёме. 

— Ты второй раз за лето привозишь свои команды в Москву и область на соревнования. Как мы знаем, путь из Владивостока не ближний. Насколько сложно или наоборот легко тебе было в нынешних реалиях организовать логистику этих поездок? 

— Конечно, здесь есть свои тонкости и нюансы, но в плане логистики нам очень сильно помогает министерство спорта. Какая-то часть этого процесса ложится на наших тренеров, так как у нас именно сборная команда, собранная с разных муниципальных образований. И здесь как раз наша внутренняя тренерская логистика выстроена очень чётко, так как с годами мы её хорошо отработали. И на сегодняшний день подобные поездки не составляют большой сложности. Так что у нас никаких проблем не возникает. 

— Если говорить про Спартакиаду. Как ты оцениваешь уровень команд, которые в ней принимали участие? И что тебе, как опытному тренеру особенно понравилось или не понравилось в игре нашей молодёжи именно из этой возрастной группы? 

— Несомненно, что уровень спортсменов растёт. Видно, что многие команды, которые еще недавно играли не очень хорошо, сейчас уже конкурируют с любым соперником, практически, на равных. Это говорит о том, что на сегодняшний день конкурентоспособность этих команд растёт. И на многих наших турнирах за победу борются не две команды, как раньше, а, практически, все команды включены в эту соревновательную гонку. Что касается самих спортсменов, с каждым соревнованием их уровень повышается. Главное, чтобы они как можно чаще в этих соревнованиях участвовали. 

— Чуть более конкретный вопрос тебе как тренеру, который специализируется на питчингеДаже в игре команд группы «А» чемпионата России мы видим, что у некоторых питчеров есть проблемы с контролем своих подач. И тот же Владимир Тимаков от своих подопечных по «Русстару» требует более высокого процента попадания в страйк. Как в этом плане обстоять дела в твоих командах: насколько у твоих юных питчеров всё хорошо с контролем и какие проблемы возникают у них при освоении более сложных подач, например кручёных? 

— Чтобы от питчеров требовать более высокий контроль, сами игроки должны понимать, как выйти на этот уровень. Здесь нужно делать акцент на том, чтобы с питчерами постоянно работал отдельный тренер, который будет их обучать этому контролю, а потом и проверять усвоенные навыки. Такой специалист должен чётко донести до питчеров, особенно молодых, что нужно делать на тренировках, чтобы обрести контроль над всеми своими подачами в играх. Также этот тренер должен уметь помогать питчеру убирать некоторые движения, которые могут мешать ему улучшать свой контроль. 

— По ходу нашего интересного диалога о питчинге родился ещё один, вспомогательный вопрос. Если, например, у молодого питчера есть боязнь работы по ближней части страйковой зоны. А для любого питчера очень важно уметь работать по ближней и прямым, и вспомогательными подачами. На твой взгляд, какие здесь есть способы помочь молодому питчеру преодолеть этот страх работы по ближней части страйковой зоны? 

— Если у питчера есть такая проблема, я думаю, нужно просто брать бьющего в крепком шлеме и ставить его, чтобы питчер против него тренировал броски по ближней. Даже лучше сделать таким образом. Если питчер часто попадает в бьющего, можно ставить специальную стойку – то, что ему будет напоминать о бьющем в доме. И он спокойно таким образом должен отрабатывать броски по ближней зоне. Как только у него начнёт лучше получаться и он уже не будет так часто попадать в стойку или щит, который мы поставили вместо живого бьющего, тогда уже можно ставить настоящего игрока, чтобы, таким образом, надавить на этого питчера еще сильнее. И в этом процессе этими моментами можно в хорошем смысле манипулировать. 

— И третья часть этого огромного, как страна наша родная, вопроса связана с кручёными подачами. Когда приходит время от молодых питчеров требовать не только попадания в зону прямыми, а становится вопрос развития и контроля вторых-третьих подач, какие могут возникнут проблемы у питчеров по развитию кручёных подач? 

— Если питчер уже может хорошо контролировать прямой мяч по зонам, то у него не должно возникнуть проблемы с кручёными подачами. Другой вопрос – скорость таких бросков. Здесь также очень важна тренерская работа, чтобы наставник мог чётко объяснить молодому питчеру, как в стратегическом плане можно и нужно использовать все свои подачи: и прямой, и кручёные. Игрок должен понимать, что использование кручёных мячей – это даже не 50 процентов игры. Он должен чётко понимать, как этим бейсбольным оружием пользоваться. Когда питчер готов к понимаю стратегии исполнения подач, тогда можно добавлять в его арсенал дополнительные броски. 

— Учитывая твой опыт не только как тренера, но и организатора, какие можно было бы предложить изменения в уже достаточно устоявшийся календарь российского бейсбола, чтобы соревнований было еще больше? Например, я знаю, что у тебя есть идея организовать и регулярно проводит всероссийские соревнования у вас на Дальнем Востоке. 

— Несомненно, нужно расширять географию отечественного бейсбола. И было бы неплохо и в азиатской части страны проводить соревнования. Потому что, когда мы проводим турниры только в Москве, мы не развиваем регионы и не проводим там компанию по популяризации бейсбола. И еще один момент: в случае проведения турниров в столице наши болельщики, родители наших юных игроков просто не имеют возможность посмотреть наши игры, так как мы почти всё время играем в Москве. Таким образом, спрос будет тогда, когда игры будут проходить и в других регионах. Почему бы не устроить какой-нибудь турнир в Краснодаре или во Владивостоке? Там, где есть точки роста, нужно обязательно планировать какие-нибудь мероприятия и соревнования. И это будет стимулировать интерес к бейсболу в этих местах. Чтобы добиться этих результатов, можно было бы немного скорректировать календарный план. 

— Володя, спасибо за, как всегда интересную беседу! И я тебя поздравляю с 35-летием Российского бейсбола. Чтобы ты хотел пожелать в эту круглую дату всему российскому бейсбольному сообществу, всем игрокам, тренерам и любителям этой прекрасной игры?

— Игрокам я хотел бы пожелать всегда развиваться и ни в коем случае не останавливаться в этом важнейшем процессе. Только прогресс, движение вперёд и достижение высоких результатов. Нам тренерам нужно тоже развиваться, расти и постоянно прогрессировать, чтобы давать нашим игрокам актуальную, достоверную и нужную информацию. Так что, хочется пожелать всем тренерам такого же развития, как и спортсменам. И всему Российскому бейсболу хочется пожелать, чтобы точки нашего роста развивались, чтобы развивались регионы, чтобы наш вид спорта был более востребован с каждым годом всё больше и больше! 

Виктор Шестопалов