МАРИЯ ЦЫПЛАКОВА: «ПАРТИЯ СКАЗАЛА НАДО, КОМСОМОЛ ОТВЕТИЛ – ЕСТЬ!»

Уважаемые любители и профессионалы бейсбола. Предлагаем вашему вниманию интервью с президентом Краснодарской краевой общественной физкультурно-спортивной организации «Федерация Лапты и Бейсбола Краснодарского края», а также главным тренером команды «Сокол» — Марией Олеговной Цыплаковой. О её работе по популяризации бейсбола, софтбола и лапты в своём регионе мы уже рассказывали на страницах нашего сайта. Сегодня давайте чуть более подробно узнаем о специфике этой работы, о достижениях и трудностях Краснодарского бейсбола. 

— Мария Олеговна, спасибо за возможность задать Вам несколько вопросов. Насколько я понимаю Вашей первой спортивной любовью была древнерусская игра под названием лапта. Расскажите, пожалуйста, когда и каким образом вы увлеклись именно бейсболом и какой именно случай в жизни стал неким катализатором расширения Ваших спортивных интересов?

— Вы правы, с 13 лет я занимаюсь таким видом спорта, как Русская лапта. Для многих это звучит необычно, даже загадочно, но на самом деле это динамичный, скоростной и высококоординационный вид спорта. Лапту даже иногда называют шахматами на поле, так как нужно много думать и принимать быстрые решения, а также быть сильным, смелым, ловким и умелым. Бейсболом я занялась довольно неожиданно: в 2017-ом году, когда я уже жила в Краснодарском крае, ко мне приехал директор центра спортивной подготовки города Краснодара и сказал о том, что нужно развивать бейсбол и софтбол, так как это олимпийские виды спорта и они включены в программу Спартакиады. Как говорится, партия сказала надо, комсомол ответил – есть! Я решила, что это новое для подрастающего поколения спортсменов направление, новые для них возможности спортивного роста и именно поэтому стала разбираться и знакомиться с бейсболом. 

— У вас в Краснодарском крае есть неоспоримое преимущество: из-за мягкой зимы вы, практически, весь год можете тренироваться на улице. Каким именно образом вы пользуетесь этим спортивным джокером в рукаве, какие есть проблемы? И, будучи президентом федерации Краснодарского края, не выступали ли Вы с предложением попробовать сделать именно этот регион центром Российского бейсбола?

— По большому счёту, кроме погодных условий в Краснодарском крае нет каких-то дополнительных факторов, которые способствовали бы развитию бейсбола и софтбола. Это действительно только погода. Мы, практически, круглый год можем заниматься на открытом стадионе, кроме тех редких дней, когда выпадает снег или идёт дождь. В других, более северных широтах это невозможно. А в остальном, главная проблема – это отсутствие тренировочных бейсбольных полей. Но наш регион, Краснодарский край действительно мог бы стать одним из центров развития российского бейсбола из-за возможности, практически, круглый год тренироваться на свежем воздухе: играть, разбрасываться, бить и заниматься любой бейсбольной и софтбольной активностью.

—  Давайте поговорим о главном – о ваших воспитанниках. Вы тренируете самые разные группы юных спортсменов в возрасте от 6 до 20 лет. Как в целом подрастающее поколение Краснодарского края воспринимает бейсбол? Насколько сложно бывает уговорить родителей отдать в бейсбол или софтбол своих детей? Каким образом Вы пытаетесь удержать мальчика или девочку в виде спорта? 

— В целом ребята воспринимают бейсбол очень здорово. Не поверите, но у меня даже есть ребятишки, которые пришли из футбола! Вообще, когда ребёнок первый раз берёт в руки биту, первый раз попадает по мячу, его уже за уши не оттащить с бейсбольного поля. С родителями, конечно, бывает посложнее в том плане, что для них бейсбол, софтбол и лапта – это что-то совсем незнакомое. Соответственно, нам часто приходиться доказывать свою состоятельность, как интересного вида спорта, который будет полезен для ребят и даст им возможность спортивного роста. Что касается проблемы, связанной с удержанием детей в виде спорта, то бывает очень неприятно и больно, когда ребёнок бросает занятия бейсболом или лаптой. Раньше я принимала это слишком близко к сердцу, но сейчас, со временем пришла к мысли, что это неизбежно и нужно это принимать как должное. Естественно, с каждым таким ребёнком я стараюсь разговаривать и понять причину такого ухода, а также стараюсь помочь решить возникшие сложности. 

— Давайте более конкретно поговорим о навыках ваших подопечных. Вы работаете с юными бейсболистами самых разных возрастов. И, помимо всего прочего, видите, как они переходят с одного уровня на другой: ти-бол, кадеты, ювенилы и так далее. Если говорить о питчерах. На каком этапе их подготовки вы перестаёте от них требовать только попадания в страйковую зону, а начинаете подчёркивать необходимость работать по её зонами добавлять в свой репертуар кручёные подачи? 

— В плане подготовки именно питчеров мне приходится гораздо сложнее некоторых своих коллег, так как большинство из них играли в бейсбол. А у меня, к сожалению, такой возможности не было, поэтому я учусь вместе со своими детьми. Какие-то навыки и наработки у меня уже есть, поэтому на этапе ювенилов, действительно, задача питчера – просто попасть в страйковую зону. Сразу после этого возраста начинается работа по зонам: кадеты должны уметь работать с ближней и дальней, может быть, с нижней и верхней частями страйковой зоны. И уже после кадетского этапа, начиная с 14-15 лет, можно добавлять, изучать, осваивать кручёные подачи. Те ребята, которые у нас уже относятся к старшей группе (молодёжка и юниоры) они сами помогают тренерскому составу обучать младших, в том числе искусству питчинга. 

— Я знаю, что Вы очень внимательно относитесь к постоянному повышению спортивного образования и квалификации, как своих игроков, так и тренерских кадров. Знаю, что Вы постоянно устраиваете мастер-классы с приглашением наших лучших игроков, например, Никиты Монахова и Андрея Лобанова. Какие еще шаги Вам кажутся логичными для развития этого направления? 

— Для нас будет большим подспорьем, если федерация могла бы хоть иногда устраивать мастер-классы, в которых принимали бы участие наши лучшие игроки и тренеры. Мы могли бы собрать какое-то количество игроков, 20-30 человек и приехать в Москву, чтобы они могли полностью окунуться в тренировочный процесс под руководством лучших столичных специалистов. Они бы разработали план тренировок, например: работа питчеров, кетчеров, аутфилдеров, квадрата и мы бы учились работать по этому плану. Соответственно, по ходу этого лагеря, будут обучаться не только наши игроки, но и тренеры. Мы, тренеры смотрим как проводится работа, как выполняются упражнения и сами набираемся опыта. Уверена, что для тренеров из регионов эта была бы отличная возможность повысить свою квалификацию. Мы всё видим, слышим, задаём вопросы и обсуждаем. Кто из тренеров, как бы сыграл в определённой игровой ситуации. Также можно устраивать совместные просмотры матчей сборной, чтобы всем вместе обсуждать нюансы в той или иной игровой ситуации. Для тренеров из регионов это было бы очень познавательно. Также было бы здорово, если бы Федерация могла отправлять специалистов в регионы для проведения мастер-классов на местах. Нам даже не нужны американские тренеры, нам достаточно наших, российских специалистов. Такая практика привела бы к большом росту знаний и навыков как наших игроков, так и тренеров. 

— Мария Олеговна, я хотел бы еще раз поблагодарить Вас за эту беседу. Последний на сегодня вопрос может показаться Вам слишком риторическим или излишне глобальным. Тем не менее, что и как все мы, представители российского бейсбольного сообщества могли бы делать лучше, чтобы бейсбол и софтбол становились более популярными видами спорта у нас в стране и лично вам не приходилось бы подстраиваться под футболистов, составляя график своих тренировок? 

— Нам тренерам нужно воспитывать помощников – ребят, которые после обучения в колледжах и институтах, будут приходить в школы и будут показывать детям бейсбол, софтбол, лапту. Они также могут помогать набирать группы детей в секции. Также не помешает, если мы, тренеры к своей работе будем подключать средства массовой информации, сотрудничать с газетами и телевидением. Это нужно делать, чтобы наши виды спорта хоть немного, но становились более популярными. Нужно каким-то образом подключиться к информационной среде, потому что на данный момент нас там, практически, нет. Важно было бы создавать мини фильмы об игроках и тренерах прошлых поколений. О том, каким был бейсбол, когда он только у нас зарождался. Мы должны заявлять о себе сами, каждый на своём уровне и пытаться прыгнуть выше головы, чтобы нас наконец заметили. И тогда дети в нашей стране будут знать не только о футболе, но и о бейсболе и любить его не меньше, чем футбол, а то и намного больше.